Как привить ребенку финансовую грамотность?

Сегодня в чате Клуба зашел разговор о том, что хорошие привычки (в том числе - привычка разумно относиться к тратам и сберегать часть дохода) формируются смолоду, а если еще точнее - то и с раннего детства.

У многих здесь есть дети, кто-то собирается завести. Есть идеи, как лучше прививать детям финансовую самостоятельность по возрасту?

Подкину несколько кейсов для раздумий.

  1. Ребенку 3 года. Полон дом машинок. Но каждый раз, когда он видит в магазине новую, он начинает просить купить ее ему. Причем интереса к новой игрушке хватает на 1-2 дня. Потом цикл повторяется. Папа стоит на позиции: чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало. Мол, мне не жалко, пусть наиграется вдоволь, пока можно.

Вопрос: будете покупать или будете объяснять, что Все купить нет возможности?

  1. Ребенку 7 лет и он пошел в школу.

Будете ли вы давать ему карманные деньги (кроме тех, которые минимально необходимы на завтраки и на проезд)? Или - еще чего? Мама с папой и так купят все, что нужно.

  1. Ребенку 10 лет. За последние полгода он второй раз теряет новые телефоны по своей неосмотрительности.

Купите ему, поворчав, очередной или отправите в школу с копеечной балалайкой без игр (чисто звонки)?

(Кстати, это реальный недавний случай у моего коллеги-психолога, который, к слову, занимается инвестированием.

Когда его ребенок пошел в школу, он открыл для него отдельный инвестиционный счет и объяснил на его уровне, как эта штука работает. Управляет, конечно, им пока он сам. Но ребенок в итоге сэкономленные от карманных и подарочные деньги вносит на этот счет, а папа раз в полгода говорит ему, сколько там приросло.

По итогу ситуации с потерянными телефонами папа выдал ему "балалайку" и сказал, что купит ему новый смартфон, когда на счете накопится достаточно денег).

  1. Ребенку 15 лет, скоро егэ, а мотивация к учебе низкая.

Допустимо ли его мотивировать на хорошие оценки деньгами за "пятерки" или нужны другие методы?

  1. Ребенку 17 лет, он на первом курсе института и устроился на подработку типа курьера, чтоб иметь больше своих денег.

Пусть работает, это полезно? Или начнете давать ему больше карманных денег, чтоб не отвлекался от учебы?

Кто хочет, предлагаю высказаться по кейсам. Или просто поделиться своим опытом-историями, как у вас дома с детьми. Интересно!

P.S. Будет классно и полезно, если вы еще расскажете, какие книги по финансовой грамотности вы читаете с детьми (или они читают сами).

В чате назвали книгу "Пес по имени Мани", которую папа читает с дочкой-дошкольницей 🐶🐣

46 комментариев 👇
  1. Ребенку 15 лет, скоро егэ, а мотивация к учебе низкая.

Допустимо ли его мотивировать на хорошие оценки деньгами за "пятерки" или нужны другие методы?

Договорились с ребенком, что если поступит на бюджет, готовы с женой переводить на его счет (ИИС?) сумму, равную стоимости обучения в ВУЗе.

  Развернуть 1 комментарий

@vilzzz, а на какой вуз ориентируетесь? В разных вузах разные цены

И ещё вопрос, а рассматриваете вариант, что ребёнок не захочет или в вуз?

  Развернуть 1 комментарий

@dmitryvim, ниже ответил про ВУЗы и цены. Вариант чтобы сын не пошёл в ВУЗ не рассматриваем. Мне кажется ценно попасть в тусовку, наладить связи со сверстниками.

  Развернуть 1 комментарий

@vilzzz, хорошая идея, спасибо

  Развернуть 1 комментарий

@vilzzz, Дмитрий, выглядит как хорошая сделка, способная замотивировать молодого человека, понимающего разумность связки "вложения в виде труда на входе и финансовое вознаграждение на выходе".

По идее, сам по себе труд молодого человека, направленный на поступление в вуз и обучение в нем, и имеет результатом получение хорошей специальности и возможности зарабатывать.

Но... сейчас поступить на бюджет, пожалуй, сложнее, чем раньше в среднем (хотя и в мою бытность студенткой, 25 лет назад, на топовые специальности в топовые вузы конкурс был достаточно высокий). И если подросток захочет заниматься упорнее, чтобы саккумулировать уже к концу обучения капитал, - это разумное усиление мотивации. И со стороны заботы-ответственности родителей это красиво: если не поступишь на бюджет - мы все равно вложимся в твое образование, а если поступишь - мы тебе делаем подарок за труды и упорство в виде сэкономленных на обучении средств.

  Развернуть 1 комментарий

@KsenyaK, с поступлением на бюджет мысли такие, что вкладываем весь 11 класс на проверенных репетиторов, а потом уже по результатам сдачи ЕГЭ подбираем ВУЗ/факультет. Конкретно наш сын нацелен на специальность в IT. Если не хватит баллов на лучший факультет лучшего ВУЗа по программированию, значит будем подавать документы в ВУЗ/факультет менее престижный, но тоже в области IT.

  Развернуть 1 комментарий

@vilzzz, а есть примерное представление о том, какие в этой области сейчас ВУЗы топ? Мне просто любопытно.

  Развернуть 1 комментарий
Павел Комаровский, Помогаю управлять капиталом 23 сентября 2021

В чате канала RationalAnswer тоже было как-то обсуждение на эту тему, можно почитать отсюда: https://t.me/RationalAnswer_Chat/15013

  Развернуть 1 комментарий
Михаил Disputy, Разработчик ПО 23 сентября 2021

Надо оставить здесь список книг для детей от Финекса, пусть будет

  Развернуть 1 комментарий
Анатолий NeulovimiiJo, Мелкий клерк в крупной организации 23 сентября 2021

У меня пятилетка, так что где-то опыт, а где-то планы/ фантазии.

  1. Игрушка гораздо интереснее, когда она долгожданная. Если что-то хочется обычно назначается срок (с объяснением, что будет подарок на день рождения, новый год, или там после зарплаты папы), обычно неделя- две. И после этого срока игрушку покупаем. Радости гораздо больше, интереса хватает на большой срок. В этом возрасте ожидание- тоже работа. Пару раз практиковал следующее :" хочешь эту игрушку? Она не бесплатная. Какую из своих игрушек ты готов за неё вернуть в магазин?". Надеюсь сформирует представление о том, что для того, чтобы что-то получить, надо что-то отдать (время, деньги, усилия)
  2. Да, если буду уверен, что он себе не навредит деньгами. Возраст тут показатель не очень, смотреть надо. В каком возрасте можно дать ребёнку нож картошки почистить , и быть спокойным, что не порежется сильно? Про безопасные чистилки в курсе, просто пример.
  3. Зависит от. Если телефон- инструмент, и там уже вотсап группы с друзьями, интернет как справочник - куплю. Ну или телефон - реально инструмент престижа в коллективе. Если игрушка, то сразу будет балалайка, чтоб не отвлеклася. Сейчас дома запрет на все гаджеты ребенку (вплоть до тв). Потому что с гаджетами вообще ничего другого не делает. Зато и мне так жить не проще, а правильнее кажется. Не приходится ребёнка из-за экрана вытаскивать, чтобы с ним почитать/поиграть. Как будет в возрасте постарше-посмотрю. Пробовал code monkey дать поиграть и пазлы. ( в возрасте ~4). Специально для этого планшет взял. За 3 недели мелкий освоил магазин приложений и планшет заполнился всякой тупизной, сил администрировать это безобразие у меня не хватило.
  4. В 17 устроился курьером? Для подработки, а не в качестве принуждения к фитнесу, не вслед за понравившейся девочкой, а ради денег? Ну это фиаско, я сфейлил в воспитании все что мог значит. Раз ребёнок выбрал работать ногами, а не головой. Не зафрилансить на питоне парсер, не картинку нарисовать под заказ, не сдавать за других балбесов вступительные экзамены (что практиковали некоторые мои одногрупники)? Не пойти тестировщиком (те же одногрупники узнав, что риски иногда реализуются, кхе)? Тут остаётся только задаваться вопросом "что я сделал не так и как с этим жить?"

Насчёт именно финансовой грамотности пока плотно не думал. Предварительно у меня следующая концепция:
При общей грамотности (способности мыслить рационально) финансовая сама приложится. Общая грамотность включает в себя способность мыслить критически, выдвигать фальсифицируемые гипотезы и проверять их, работать с источниками. Так что начну, пожалуй, с Юдковского. Ну лет в 12-14 обязательно подложу под руку "Деньги без дураков". add И еще Чалдини "Психология влияния"- общая грамотность, на 100% и в финансовой сфере применима. Продавцы будут плакать после общения с прочитавшим.
А вот жанр "малышам про деньги " пока кажется даже несколько вредительским, по крайней мере "самый богатый человек в Вавилоне"

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, я тоже готовился работать головой, тем не менее во время обучения в университете поработал сторожем на автостоянке и газеты тоже раздавал в 17 лет.
Вроде это никак не помешало в 20 уже устроиться на работу "головой"

  Развернуть 1 комментарий

@Disputy, думаю в то время и в обсуждаемом будущем все-таки разные возможности для заработка. Я тоже в параллель к учёбе пробовал таксовать (без трудоустройства, естественно, в то время-то). Очень быстро наигрался, понял , что те деньги не стоят таких затрат сил.
Просто курьер- работа ни уму ни сердцу. Понятно, когда на неё идут в ситуации "деньги нужны уже вчера" и нет времени выбирать. Я очень надеюсь что у моего ребёнка будет изапас по времени выбрать подработку пограмотнее и, к тому времени, скиллы её получить. (Хотя сейчас мне кажется, что я готов сам доплатить, чтобы его взяли на стажировку в какое-нибудь клёвое место).

Опять таки, есть клёвые подработки и не совсем головой. У меня коллега по лабе в универе, увлекался альпинизмом, подрабатывал промышленным альпинистом. И кандидатская не мешала. Там и по деньгам было ок, и в кайф. Вроде бы и не верх интеллектуального труда, но разница с потогнкой в маке очевидна.

Добавлю: и все равно, моделируя ситуацию "если ребёнок пошёл на "глупую" подработку", вопросы возникают в первую очередь к себе. Да, я так делал. И это было ошибкой. То время гораздо дороже для учёбы, формирования навыков и связей. Получается я не смог это объяснить ребёнку?

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, соглашусь с Владимиром и Михаилом, что сам по себе факт подработки, пусть даже не "головой", не говорит за то, что ребенок вырос "безголовый". Множество студентов этим занимаются так или иначе, чтобы иметь свои деньги (особенно, если у родителей скромное финансовое положение). И это не мешает потом, на последних курсах или по окончании института, устроиться на более квалифицированную работу по специальности.

Мой кейс 5 был, скорее, про то, стоит ли ребенку работать на неквалифицированной и часто объективно тяжелой работе в тот период, когда он учится (летние каникулы не в счет).

С одной стороны, ребенок учится трудиться, налаживать отношения в коллективе и с заказчиками-клиентами, получает опыт зарабатывания своих денег. Это плюсы. При любой работе, даже если это курьер в пиццерии.

С другой стороны, чтобы хорошо учиться, нужно время и силы, а низкоквалифицированная работа отнимает много ресурсов и приносит сравнительно не так уж много денег.

Если б мой ребенок в такой ситуации пошел работать, я б спросила, на что именно ему-ей нужны деньги. И если это какие-то адекватные потребности по его возрасту-ситуации, я бы просто стала давать ребенку больше денег (в разумных пределах). Для того, чтобы он все силы направлял на качественную учебу и успевал отдохнуть-погулять еще.

Я на первом курсе в 17 лет сразу же устроилась на работу - ночным оператором в пейджинговую компанию (это было то занятное время, когда смс друг другу люди пересылали через посредника). У меня была куча потребностей, а родители только кормили-поили (понятие "карманные деньги" в нашей семье отсутствовало как класс, так что даже добыть деньги на проезд и разные мелочи - было моей собственной ответственностью). Первой моей покупкой с зарплаты, помню, стали контактные линзы (всю школу проходила в очках, не чаяла от них избавиться). Это был позитивный опыт в плане "Я Могу Сама". Но днем учиться, а ночью работать (пусть и не каждый день) -это так себе картинка.

На втором курсе я устроилась курьером - в юридическую фирму (училась на юриста). Вроде, было ближе к специальности, но, по сути, мало отличалось от доставки пиццы: я доставляла документы по госрегистрации ООО-шек в разные фонды. И тоже - свои деньги, да, но беготни море, а опыта по профессии - почти ноль.

И я однозначно поэтому предпочла бы для своего ребенка спокойную полноценную учебу, а работать - научится, как получит специальность.

Я бы не удовлетворяла при этом Все хотелки ребенка. Например, контактные линзы те же купила бы дочери, а линейку дорогой косметики (моя вторая хотелка была после линз) -уже бы сказала, что давай пока остановимся на хорошем, но экономичнее.

В общем, этот кейс был про баланс учиться-работать, который во многом зависит от того, насколько финансово родитель поддерживает ребенка (если он имеет такую реальную возможность).

Кстати, несмотря на то, что я со второго курса работала в юридических фирмах, юристом я в итоге после окончания универа так и не стала. Мне казалось, что я "недостаточно знаю" и не могу претендовать на самостоятельную квалифицированную работу. Это не связано с тем, что мне пришлось работать курьерами, но - связано с тем, что мне не хватило эмоциональной поддержки родителей для веры в себя.

То есть важно не только финансовую грамотность и самостоятельность прививать ребенку, а еще и - давать эмоциональную поддержку, помогая сформировать адекватную уверенную самооценку (не завышенную и не заниженную). И именно это, скорее, будет являться залогом наибольшего благополучия ребенка в его взрослом будущем 😊

  Развернуть 1 комментарий

@KsenyaK, работа ночным сторожем кстати весьма помогала учёбе, а не мешала. Больше такой возможности ботать в тишине у меня не было никогда.

  Развернуть 1 комментарий

@Disputy, Михаил, сторож и оператор колл-центра, с необходимостью снимать трубку до третьего гудка - таки разные вещи! И после ночной 12-часовой смены больше хотелось спать, чем учиться 😄 Но... много работая в сфере обслуживания, в том числе менеджером, я научилась находить подход к разным людям и слышать их потребности. И моя нынешняя специальность - психолог - в этом плане очень рядом. Так что я много приобрела в итоге. Вообще, хороший подход - искать плюсы и бонусы в той ситуации, в которой ты находишься 😊

  Развернуть 1 комментарий

@KsenyaK, думаю, что надо пояснить свою позицию.

Я прочитал ситуацию как : ребенок поступил в вуз, вопрос давать больше денег или не давать - только на усмотрение родителей. О финансовых трудностях речи не идёт.

Соответственно, он, как студент, умеет решать задачи из школьной программы и вступительных экзаменов. Что нужно, например, для подработки репетитором. А для подработки курьером нужно только уметь ходить? Мне кажется второе- более распространённый скил, и должен оплачиваться ниже. То есть человек выбрал заведомо неэффективный способ решать задачу.
Не говоря уже о том, что к тому моменту будет в него вложено столько сил, что подработка курьером- это колоть орехи микроскопом.
Касательно труда во время учёбы вообще. Мне, когда я поднимал тему подработки во время учёбы, от родителей был ответ:"твоя работа сейчас-учёба ". Мой ребёнок получит такой же ответ. Ну и разумное увеличение карманных денег, если у меня будет возможность. А если не будет- то это уже не описанная ситуация.

И вообще, у меня нет ни малейшего пренебрежение к ручному/низкоквалифицированному труду. Меня покоробило заведомо неэффективное решение задачи.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, вижу в конкретном примере такие проблемы.

  1. Если клиентов у студента-репетитора не будет, надо будет как-то продвигать себя, тратить на это время, возможно еще не заработанные деньги.

2 За то, что он студент, ему не будут готовы платить столько же, как практикующему преподавателю.

Тогда как при работе курьером ты получаешь сопоставимые деньги (в пересчете на час наверное нет, но когда ты курьер, ты можешь например слушать аудиолекции в пути) за минимум усилий в попытках продвинуться во временной подработке. Эти усилия скорее всего будут вознаграждены только получением опыта чего-то попробовать посложнее.
Но к эффективности занятий репетитором студенту у меня вопросы.

  Развернуть 1 комментарий

@Disputy, те из одногрупников, кто хотел, репетиторствовал без особых проблем с продвижением себя. В те времена не было ни профиру, ни юду, ни тематических групп в соцсетях.

Насчёт аудиолекций в пути улыбнуло: я сижу на работе в свободную минуту со своим ноутом, смотрю лекцию (то есть есть ещё +видео поток) и то за 10 минут теряю, бывает, суть, если в комнате активно разговаривают. А курьер он не просто идёт. Он спешит. И, как правило, он на редкость заму... замучен, скажем так. Это я сужу по тем, которые ко мне приезжают.
Ну и вообще, очень странно, что более сложный скилл ценится рынком труда дешевле.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, а я могу представить какое-нибудь рытье могил, которое несложный скилл.

  Развернуть 1 комментарий

@Disputy, эмоционально- сложный. А зимой они с перфораторами не от лёгкой жизни ходят. И не уверен, что там- свободный рынок.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, думаю привычка развивается очень быстро, никаких эмоций там через несколько месяцев нет.
Там точно не свободный рынок, но мне не очень понятно, о какой сложности вы говорите.

Вы говорите, что для того, чтобы быть курьером нужны только ноги, а потом говорите, что они выглядят загнанными. Ну то есть это тоже получается тяжелая работа.

Короче нужны формальные критерии, чтобы понять, кем работать эффективно, а кем нет.
Я правда не знаю, сколько получает курьер и репетитор за час, наверное репетитор больше, но наверное у репетитора уходит время на подготовку к разным ученикам итд. То есть тупо часовую ставку взять не получится. Кроме того, у курьера нет никакого дисконта за то, что ты таджик или студент. С репетиторством так не получится. Высокая стоимость часа там у популярных преподавателей. Студенты внизу.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, Анатолий, да, кейс был про то, что родители Имеют реальную возможность давать подросшему ребенку-студенту разумно бОльшую сумму денег на его адекватные потребности-хотелки.

Многие ответственные и инициативные подростки так устроены, что, когда у них появляется возможность, самостоятельно зарабатывать деньги любым законным способом, они стремятся ею воспользоваться, чтобы не бегать за каждым своим "надо-хочу" к родителям и чтобы иметь возможность свободно распоряжаться Своими деньгами.

И мне лично внутренне как раз хотелось услышать от условных родителей вот это "твоя работа - учеба". Это касается именно неквалифицированной тяжелой и малооплачиваемой работы. Потому что в данном случае "овчинка выделки не стоит", а ребенок отвлекается от учебы и устает.

Если ребенок, например, написал курсовую себе и еще парочку за деньги - другим студентам, не особо запариваясь - это норм. Или начал небольшую активность платную по своей будущей специальности - типа практики в хорошем месте - это тем более норм.

А про Заведомую неэффективность работы типа курьера и тем более - о Провале воспитания в данном случае я бы не говорила так прям однозначно.

Как подметил Михаил, иногда организация своего "мини-бизнеса" типа репетиторства сложнее организационно, чем пойти поделать что-то уже организованное, не запариваясь за оформление, продвижение этого, конкуренцию и тп.

Может быть, в такой ситуации - ребенок хочет работать и иметь свои деньги (невзирая на то, что родитель готов финансово поддерживать во время учебы) -я бы поговорила о том, а чем еще можно зарабатывать эффективнее, помогла бы ребенку развеять возможные сомнения в себе типа, "а могу ли я стать репетитором", или накидала бы вместе с ним еще какие-то варианты возможного расширения деятельности.

В общем, главное во всем - слышать ребенка и поддерживать в его становлении. Не обрубая инициативы, но направляя и подсказывая 😊

  Развернуть 1 комментарий

@Disputy, Экспресс оценка курьера
Посмотрел доставку на 39 км, ехать час (через Я.такси) Получилось для заказчика около 800 рублей.  -120 рублей на бензин (из расчёта 10л/100км). Считать комиссию яндекса не хочу,  тем более для пешего курьера сумма скорее всего будет ещё меньше.  Итого,  планка сверху 700р/ час.
Репетитор на удаленке для младшей школы 800р/час минимум. Это - опыт коллеги,  который нанимал,  доволен и искал максимально дёшево. Очно начинается от 3к.- это я быстро по профи. ру посмотрел.  Наверное,  можно найти и дешевле.  Удаленка,  без напряга на дорогу и т.п.
Честно говоря, обсуждение  всяких очевидных мелочей, вроде того,  что конечно студенту платят меньше,  но даже с учетом дисконта за студенчество он получает больше курьера (в час), или то,  что у репетирора обязательно появляются окна в расписании,  а курьер может масштабировать свой рабочий день хоть до 16 часов вряд ли что-то существенное добавят.  Посмотрите ещё мой ответ Ксении,  я кажется доформулировал свою мысль.  И поставите на эксперимент:
Попросите знакомого/ коллегу объяснить(продолжить) ситуацию: "Вася и Петя учатся в физтехе. Вася подрабатывает курьером,  Петя репетитором".  Думаю большинство будут искать оправдание для Васи. А потом пробуйте (с другим человеком) то же самое, но начать словами "Вася и Петя учатся в МГИМО...". Уверяю,  большинство попытаются досочинить продолжение анекдота.

  Развернуть 1 комментарий

@KsenyaK, Мы с вами об одном и том же  только я постарался сделать утверждения более контрастными. Моя позиция:

  1. В таком возрасте с таким опытом очень вряд-ли можно уже прилично зарабатывать.  Надо учиться.
  2. Но сам по себе заработок денег может быть учёбой.  Причём он может и не развивать хардскилл,  но должен развивать софтскилл.  Хотя бы уменее добиваться достойной оплаты своего труда. Контактировать с другими людьми и вести переговоры к своей выгоде.
  3. Софтскилл в какой-то мере к 17-18 годам должен быть сформирован.  Как и "общая разумность". К этому времени уже слишком много чего можно.  У меня,  например,  одноклассник на первом курсе уже ребёнка сделал (и ничего,  все счастливы,  он- успешен). Я оцениваю, что после достижением ребёнком возраста 12-14 лет я уже не смогу предотвращать его серьёзные ошибки и подстраховать от всего.  К этому моменту он уже должен более-менее уметь думать сам, и при этом не стесняться проходить ко мне с вопросами и сложностями.
  4. помогла бы ребенку развеять возможные сомнения в себе типа, "а могу ли я стать репетитором"

Я знаю за собой определённую неуверенность. Я понимаю,  что это проблема,  и у ребёнка она тоже может быть.  И уже стараюсь сделать так,  чтобы он был в себе уверен.  Если к 17 его годам у меня не получится- значит я сфейлил.

  1. В идеале я хотел бы видеть,  что ребёнок ищет занятие для свободного времени в месте вроде такого.  Это 5 баллов! Если он с друзьями что-то кодит, например парсер на заказ, то это тоже ок,  крепкая 4. Курсовая другим - 3-с-плюсом,  репетитор - с минусом. Про курьера в таком ряду говорить нечего- все очевидно.
  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, забавно, что занятие английским с русскоязычным преподом стоит 800 рублей на Скайенге. Там наверное комиссия вообще сурова.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, нет ничего зазорного временами поработать руками. Кто сказал, что работая курьером не надо думать? Такая подработка почти всегда самый легкий путь получить быстро хоть какую-то наличность. Ничего в этом зазорного нет в принципе, а тем более в 15-17 лет. Умному это даст почувствовать, что маленькие деньги достаются тяжелее всего.

Что действительно плохо, так это если человек не будет понимать как работает кредитная система. Тогда он быстро, как только появится возможность, запрыгнет в долговую яму и потом будет несколько лет грести, чтобы от нее избавиться. Вот это действительно промашка в воспитании.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, спасибо, что поделились опытом!

  1. Интуитивно (у меня нет детей) согласна с вами, что стратегия "покупать все подряд" как бы обесценивает купленное и, пожалуй, приводит к некоторой поверхностности отношения к игре со стороны ребенка. Зачем включать фантазию и придумывать игры с уже имеющимся добром, если можно почти немедленно получить острое ощущение от приобретения новизны? И да, второй момент (к теме блога), отсрочка удовольствия не только терпение и умение творчески обходиться тем, что есть, воспитывает, но и понимание того, что покупки стоят денег, которые небесконечны (даже если это копейки с точки зрения родительских расходов). Трехлетке, наверное, сложнее это понять, чем пятилетке. И перенести фрустрацию отказа - сложнее. Но, по мне, важно это тренировать и стоять на своем. Если в ответ - истерика (у трехлеток это вероятно), не стоит менять свое решение (это стратегически плохая тактика, показывающая ребенку, что плачем он может повлиять на благосклонность родителей). Но и жестить тоже не нужно, проявляя безразличие к его слезам. Самое лучшее - обнять ребенка и помочь ему справиться с этим горем: "Да, тебе очень грустно, что мы сейчас не можем купить машинку. Давай поиграем вместе во что-нибудь?" То есть посыл: да, реальность такова, но я рядом и люблю тебя, даже если сейчас ты рыдаешь и тебе трудно.

(Отвечу частями - пишу с телефона)

  Развернуть 1 комментарий

Ладно ребёнку, вы попробуйте жене привить. :)
По кейсам коротенько:

  1. Подумайте о природе. Да, это уже произведено, но покупая вы увеличиваете спрос.
  2. Буду, он должен уметь сам обращаться с деньгами и расставлять приоритеты.
  3. Потеря — не так страшно, ведь в большинстве случаев можно найти, а вот поломки — тут либо пуленепробиваемый чехол, либо обычная звонилка.
  4. Это точно не будет основной мотивацией, лишь приятным бонусом. Практиковать такое собираюсь, ведь это выглядит честной сделкой.
  5. Ну вот в 17 лет я точно не буду лезть со своим мнением на этот счёт, ведь ещё в пункте 2 он, надеюсь, разберётся с приоритетами, а если нет — самое время сделать это в пункте 5.
  Развернуть 1 комментарий

@aryadovoy, Андрей, хороший взгляд! 😊

  Развернуть 1 комментарий
Валерий Чистяков, Авиационный инженер, разработчик ПО 26 сентября 2021
  1. На каждую просьбу о покупке новой вещи планирую спрашивать: чем новая принципиально лучше, чем старая? Что будем делать со старой? Если ребенок сможет достойно аргументировать свое "хочу", а также согласится отдать старую игрушку, скажем, в детский дом или другу, тогда можно, как выше упоминалось, установить какую-либо финансовую дату (например, дату аванса или зарплаты, чтобы у ребенка не было ощущения, что у родителей деньги есть всегда и берутся они из воздуха). Привязывать такие покупки к праздникам считаю, не правильным, т.к. главное в тех подарках - сюрприз, которого я ребенка лишать не хочу.
  2. Да, безусловно, буду давать, но только безналом и суммы, соответствующие возрасту. Также предложу все оставшиеся в конце недели деньги "вложить под проценты" (пока суммы маленькие - вплоть до 200% в месяц), чтобы воспитывать финансовую грамотность. Когда станет постарше, можно открыть инвестиционный счет.
  3. Дорогого телефона купленного мной у ребенка точно не будет, т.к. это я даже себе позволить не могу (из принципа "а нафига"?). Если сможет отложить, накопить и т.д. - половину суммы добавлю. Если потеряет столь большим трудом заработанную вещь - дам деньги на новую, когда проплачется, а там ребенок пусть сам решает, покупать опять такую же дорогую вещь, которую так жалко терять, или более разумно потратить деньги.
  4. Не планирую хоть как-то мотивировать ребенка к учебе, в общепринятом понимании, т.к. у меня есть куча примеров счастливых и успешных "троечников" (включая себя), а также еще больше примеров отличников-неудачников, которые в свои 30+ живут с родителями и работают за копейки, т.к. знания, которые они усердно "ботанили" в школе и институте нафиг в жизни оказались не нужны. Если говорить про самообразование - кружки, онлайн-курсы и т.д., то тут все, что сможем себе позволить у ребенка будет без каких-либо "если" с его стороны.
  5. Пусть подрабатывает так, как может и считает нужным.
  Развернуть 1 комментарий

@airens, плюсую по многим параметрам

Почему только безнал? Мне, как раз, наоборот хочется начать с налички. Чтобы материально их в руках ощущать

  Развернуть 1 комментарий

@dmitryvim,

  1. Чтобы видеть на что ребенок тратит (в Тиньке, например, видно прямо по позициям, что покупалось в продуктовых магазинах) и пресекать непотребство
  2. Открывать ему в конце месяца статистику в интернет-банкинге и показывать, куда он всадил деньги и сколько бы у него могло быть, если бы он не купил хреньку1 и хреньку2.
  3. Карта в заблокированном телефоне или часах недоступна для воров.
  4. Зачем учить пользоваться стремительно вымирающим способом оплаты?
  Развернуть 1 комментарий

@airens

  1. Контроль
  2. Контроль
  3. Ок
  4. Возможно я дед, но есть упражнения, где нужна тактильность. Когда по карте списывают 100 рублей и 100000 рублей, разницы нет. А с бумажками есть
  Развернуть 1 комментарий

@airens, Валерий, а "непотребство" - это что? То, что вредно для здоровья? Сигареты, алкоголь, чипсы? (про этот момент выше писала).

Пожалуй, контроль должен (может) быть - сообразно возрасту ребенка: чем он старше, тем контроля меньше.

Но тут, пожалуй, важно не переусердствовать. Чтоб, во-первых, не взять функцию управления расходами обратно на себя (одна ж из целей выдавания денег, карты - дать возможность научиться, как это). И не привить, во-вторых, ребенку Страх "потратить не на то". У знакомых недавно был кейс, когда девочка-старшеклассница вообще отказалась пользоваться картой и заимела страх делать любые покупки - потому что папа досконально штудировал чеки (по названиям магазинов) и выспрашивал, а что где конкретно было куплено и зачем (плюс в значительной мере - подозревал дочь в том, что могут быть куплены "непотребства"). И фактор контроля и проверок для подростка особенно с его эмоциональностью может выглядеть как то, что "меня контролируют, как маленького", или "мне не доверяют").

Я сама, кстати, когда начала зарабатывать, с огромным трудом решалась на покупки, превышающие стоимость бытовых мелочей. Пойти выбрать ботинки, например, - доходило до мигрени. От страха ответственности: а вдруг я выберу Не То?

Набрасываю психологические примеры для наглядности и на подумать.

  Развернуть 1 комментарий

@airens, Валерий очень взвешенно!

  Развернуть 1 комментарий
  1. Про карманные деньги для школьников.

Психологи считают, что их важно выдавать, как только ребенок начинает ходить в школу.

Потому что:

  1. Ребенок самостоятельно выходит в социум, где ему важно себя чувствовать могущим удовлетворить свои базовые потребности (купить сок, пресловутую шоколадку, если проголодался), а также - какие-то ситуативные маленькие хотелки (купить брелок, клевую ручку). И это тем важнее, чем старше ребенок, потому что подросток крайне эмоционально уязвим в кругу себе подобных, и если другие дети могут себе позволить какие-то траты в компании, а он нет - это его очень шеймит и уязвляет (как будто он несамостоятельный или бедный). У меня никогда не было карманных денег, лет в 14 подружки дарили друг другу какие-то маленькие подарочки по праздникам, а у меня не было, и мне было очень стыдно за это.

  2. Опыт обращения с деньгами. Научиться, что такое деньги, можно только имея деньги. Получил свои - условно - 500 руб на неделю, спустил все в первый день - жди следующей недели. Хочешь что-то большее-особенное - откладывай.

Отдельно скажу насчет "дам карманные, если буду уверен, что они не будут использоваться во вред". Вспомните себя подростком. Отсутствие денег у кого-то в компании не мешает этой компании добыть сигареты, алкоголь, еще что бы то ни было. То есть, если дети захотят что-то достать, они достанут - независимо от наличия карманных денег. В чате была история, что девочка-младшая школьница начала продавать подругам свои собственные игрушки, чтоб иметь деньги. У знакомой дочь 15 лет, которой папа выдавал деньги строго "под отчет" (проверяя список покупок по карте, что, где и зачем куплено) - из соображений безопасности же, начала покупать вещи в секонд-хэнде, а потом перепродавать их на Авито по большей цене (тайком от родителей). Или вот себя вспомнила. У нас на районе в 90-е был компьютерный салон, где 10 минут игры стоили 15 копеек (или около того). Страсть как хотелось поиграть, а денег не было. Я в свои 10 лет подходила к людям (в том числе и дядям) на улице и просила "5 копеек на мороженку", что на нынешнее время - далеко небезопасно. Понимала, что это стыдно, но поиграть хотелось больше. У среднего брата в классе мальчик 9 лет украл у родителей из шкафа крупную сумму (на сегодняшние деньги - тысяч 20 рублей, наверное) и на эти деньги повел одноклассников гулеванить: покупали жвачки, футбольный мяч, газировку, остатки - не придумав, куда еще деть - подарили бомжу (мальчику не хватало внимания со стороны родителей, занимавшихся бизнесом, и он его решил "купить" вот таким способом). Кстати, по итогам этого инцидента в школе был разбор полетов и наш папа на родительском собрании отдал родителям мальчика денег "за сына и того парня". А потом дома без злобы объяснил брату, почему так поступать (тратить чужие деньги) было неправильно.

Так что тут гораздо важнее - вопрос доверительных отношений с ребенком. Карманные деньги - для того, чтобы ребенок их Сам Решил потратить на то, что ему хочется. А лучшая защита от "дурных покупок" (многие покупали в старших классах в компании сигареты поштучные или джин в жестяных баночках) - это нормальное психологическое состояние ребенка, хорошие близкие отношения с родителями, основанные не на страхе, но на уважении к ребенку и доверии, а также - своевременный разговор с ребенком об опасности курения, наркотиков, алкоголя, общения с незнакомцами.

  Развернуть 1 комментарий

@KsenyaK, тут я имел ввиду не ограничение вредных покупок.

и если другие дети могут себе позволить какие-то траты в компании, а он нет - это его очень шеймит и уязвляет

Обратную ситуацию, когда среди сверстников только один ребёнок может потратить на порядок больше сверстников, я считаю даже более опасной и, потенциально, травматичной для него.

  Развернуть 1 комментарий

@Dalf, ага, поняла. Нужен разумный баланс. Иметь в кармашке на завтрак-сок и проезд плюс немного сверху (по возрасту) -это норм и так должно быть, на мой взгляд, в хорошести. Иначе, например, решили дети после школы купить пиццу, у всех есть, а твой - "рыжий". Стыдно, страдает социализация. А давать много, потому что обеспеченная семья, - тоже не вариант. Про мальчика, промотавшего 20 тыщ на компанию, написала вон выше. Правда, ему не дали, а взял без спросу. Но если б даже и дали, то тут какие риски. Во-первых, ребенок может социализироваться не за счет своих личных навыков, что есть норма, а пытаться повысить авторитет, "покупая внимание". Во-вторых, ребенок даже из обеспеченной семьи, как и всякий ребенок, должен понимать, что у денег есть цена - труд. И в данном случае труд пока не его, а родительский. Без этого не привить ответственности и потребности действовать. У меня есть примеры, когда молодые люди с детства живут на обеспечении родителей (семейный бизнес родителей, в котором они на подхвате, а получают солидные суммы). Печальные примеры. Там к 40 годам безинициативность по всем фронтам (нет семьи, полупраздный образ жизни, депрессия от нереализованности, которую они забивают дорогими покупками).

  Развернуть 1 комментарий
  1. Покупать ли новый дорогой телефон 10-летке, если он их теряет по невнимательности.

Кейс был не про то, запрещать или нет игры, а про то, чтоб ребенок мог ощутить ответственность за то, что смартфон стоит денег, которые папа с мамой зарабатывают своим трудом. И если ты второй раз подряд кладешь свой телефон мимо портфеля, не закрывая карман, то ты останешься без дорогого телефона на какое-то время.

Опять же - важно без лишней жести. Чтоб ребенок это не воспринял как жестокое наказание и отвержение его как личности (в психологии ребенков важное положение: я могу не одобрять твои поступки, но Тебя я все равно люблю, принимаю, не отвергаю). Но - чтобы он ощутил, что у его действий есть Последствия. И выносить эти последствия - его Ответственность плюс возможность скорректировать свое поведение в будущем.

Кстати, папа-коллега через неделю все-таки выдал вместо балалайки новый простенький смартфон, потому что да: в вотсапе чат по кружку робототехники. Но неделя у сына была, чтоб ощутить, что новое - не автоматом.

Кстати, Анатолий, интересный момент затронули - стоит ли покупать дорогое как инструмент имиджа в компании. Спорный вопрос. Наверное, опять же важен баланс. В 10 лет ходить с кнопочной Нокией, когда у всех смартфоны, это стремновато для ребенка, он себя чувствует белой вороной. Но покупать дорогой гаджет в таком возрасте, даже если у кого-то из друзей он есть - вряд ли стоит. Опять же: всегда найдутся люди, у которых что-то круче, и приучать ребенка к тому, чтобы завоевывать авторитет дорогими ништяками, купленными за счет родителей - наверное, так себе идея. К тому ж дети в этом возрасте не так внимательны и запросто могут потерять-разбить или сопрут в школе. В более старшем возрасте (старшие классы) можно подарить ребенку аппарат помощнее и подороже. Мне видится так.

А касательно игр и неограниченного интернета - вы правы - действительно особая тема. Многие дети в это западают по уши, за которые их не оттащишь - в ущерб учебе и прочим активностям.

Тут единственный разумный вариант: устанавливать ограничения на доступ к играм (просмотру прочего контента). Причем не тотальные, на мой взгляд. Потому что ребенок находится в социуме, где все в это играют-смотрят, и если он будет совсем некомпетентен в этой теме, его это будет уязвлять.

Так что лучше всего - дозировать время. У того моего коллеги родительский контроль на смартфоне ребенка и домашних ноутах. Доступ к игре реализуется вот так: сначала делаешь уроки, потом сколько-то папа включает игру, потом - идешь кататься на самокате и заниматься другими делами.

Фигура администрирующего разумного родителя тут важна, потому что сам ребенок пока еще не умеет себя контролировать. И родитель тут как раз Обучает ребенка, как обходиться со всяким залипательским поведением. И ему этот опыт очень пригодится во взрослой жизни (если он не имел в детстве опыта дозировать время и не приобрел этот навык, то во взрослости, когда он получит доступ ко всему, человеку может сорвать чеку и будет сидеть сутками - необязательно за играми, но и за сериалами и тп).

  Развернуть 1 комментарий
  1. Стоит ли мотивировать старшего школьника учиться лучше, давая ему деньги за хорошие оценки?

Оставлю тут свой коммент из чата.

В книге "Поток" Михая Чиксентмихайи есть хорошее разделение мотивации на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя - это когда человек делает, чтобы получить какую-то плюшечку от того, кто его деятельность организует-контролирует. Например, ходит на нелюбимую работу ради зарплаты и делает ее потому, что будет проверено-оценено. Читает книгу по институтской программе, только чтобы отчитаться и забыть.

Внутренняя мотивация строится на собственном ощущении удовлетворения от процесса. Не я буду это делать, чтобы получить плюшку (или избежать тумака), а я буду это делать, потому что мне это нравится (= согласуется с моими внутренними ценностями, они реализуются через эту деятельность, и награда здесь - не сколько даже результат, сколько - сам процесс).

Как пишет Михай, поток - это состояние, в котором я готов заплатить деньги, только чтобы дальше продолжать делать то, что я делаю (не дословная цитата, но близко по смыслу).

И вот важно у детей развивать эту внутреннюю мотивацию. Потому что если она только "для чего-то или кого-то извне", то, став взрослым, человек с внешней мотивацией будет зависать, как сферический конь в вакууме, лишившись внешних опор. Так часто происходит с отличниками (со мной так было). Пока была школа-универ, я была на коне, зная, что главное - получать плюшки в виде отличных оценок. Когда учеба кончилась, в мои 22 оказалось, что мне сложно себя собрать - самой, в ситуации, когда нет внешних палок и пряников (например, когда пришла пора выбирать, куда пойти работать и как себя там предъявлять).

И вот платить детям за оценки - это как раз пример создания внешней (неверной, искусственной) мотивации. Хотя, наверное, если на кону егэ, поступление в вуз и иначе никак не получается, то хотя бы вот так.

А вообще, прививать ребенку навык внутренней мотивации важно начинать гораздо раньше, с раннего детства. Не "убери игрушки, иначе не будешь смотреть мультик", а "давай приберем игрушки, как классно, что завтра придешь играть, а они в порядке".

В плане учебы в школе стоит развивать у ребенка внутреннее желание делать уроки, чтобы научиться, освоить, применять это или положить в копилку будущей специальности, по-настоящему интересоваться этим.

Понятно, что всей школьной программой (особенно в старших классах) интересоваться невозможно. Поэтому я бы на месте родителей не ждала полного табеля "пятерок" от ребенка как показателя, что он ок. Гораздо важнее - научить учиться, показать, почему это важно, что это интересно. И пусть по каким-то предметам будут "четверки" или даже "тройки". Гораздо важнее - приспособленность к жизни, адаптивность, умение вычленять важное и приоритетное для себя и использовать это. Потому и бывает так, что вчерашние троешники могут стать гораздо успешнее бывших отличников в жизни.

  Развернуть 1 комментарий
Dmitry Mikhailovich, Продуктовый разработчик 27 сентября 2021

Очень не люблю формулировки "привить ребёнку что-то"

К моменту, когда ребенок вырастет, наше понимание финансовой грамотности может очень сильно устареть

  Развернуть 1 комментарий

@dmitryvim, получается вы антипрививочник.
Сорри, не удержался))

  Развернуть 1 комментарий

@Disputy, прощаю, смешно)

  Развернуть 1 комментарий

@dmitryvim, нюансы могут быть, но общие принципы-то никуда не денутся. В частности, "без труда не выудишь рыбку из труда" и тп

  Развернуть 1 комментарий

@KsenyaK, ну вот это интересный момент. Есть мнение, что таких принципов несколько и не у всех, всё работает. И это очень широкая тема для обсуждения

Например, я прекрасно вижу, что у меня есть коллеги которые работают по 12 часов в сутки, а есть те, кто по 6-7. А результаты похожие. И первый будет проповедовать про труд и рыбку, а второй про 1$ за удар и 999$ за то что знал место, куда ударить. А рядом будет ещё чувак затесавшийся по знакомству, и вспоминающий "не имей 100 рублей, а имей 100 друзей".

Истин много, беда в том, что они иногда противоречат друг другу. И не у всех работают.


Я сам не знаю, как всё правильно. Я явно буду как-то передавать ребёнку часть принципов, которыми пользуюсь сам. Но я не понимаю, как сделать это в наиболее ненавязчивой манере, чтобы у него была возможность выбрать

  Развернуть 1 комментарий

@dmitryvim, Дмитрий, спасибо за вашу отсылку к тому, что важнее всего делиться своим плюс показывать ребенку Выбор. Самостоятельная зрелая личность - как раз та, которая не автоматически следует инструкциям (как бы по шапке не прилетело), а та, что может проактивно и творчески откликаться на конкретную ситуацию.

Как это воспитать в ребенке Ненавязчиво - ответ, кажется, зашит в самом вопросе. Нужно показывать варианты, описывать возможные последствия (если для родителя они очевидны, а для ребенка нет), давать ребенку возможность учиться, в том числе на своем опыте, а, не исключено, что еще и на ошибках. И на последние важно реагировать спокойно, чтобы не вызвать у ребенка страх действовать.

Мой средний брат "вложил" нашу коллекцию вкладышей здоровяку из соседнего подъезда, который убедил его в том, что общая большая коллекция круче, чем его собственная. Понятное дело, своих вкладышей брат больше не увидел. И вынес из этого ценный опыт - лучше "на бумажках", как говорится, нежели потом деньгами бы. Папа не стал его ругать за "глупое решение". И одновременно - не пошел к этому парню "разбираться", чтобы вернуть "вложенное" (хотя, если б это были деньги, то, может, и пошел бы).

В общем, решает подача родителя. Сравните:

"Ты чо, идиот? Зачем ты это сделал? Дураку ж понятно, чем это должно было кончиться"

И "Ну да, так может быть, люди не всегда честны и не всем можно доверять. Не расстраивайся, соберем новую коллекцию".

Как-то так. Я люблю живые примеры 😊

  Развернуть 1 комментарий

😎

Читать можно всем, но комментирование доступно только участникам Клуба.

Что вообще здесь происходит?


Войти